Де Лука (Aprilia): Правила 2027 года дороги и непривлекательны для тех, кто хочет войти
2027 год станет переломным моментом для MotoGP. С введением новых технических регламентов с двигателями 850 куб. см и приходом Pirelli в качестве единственного поставщика покрышек чемпионат переживает самую масштабную техническую революцию за долгое время. В Мизано Марко Де Лука, руководитель департамента шасси Aprilia Racing, подвёл итоги уже начатой в Ноале работы.
Новая Aprilia: от чертежей к металлу
Де Лука подтвердил, что проект уже на продвинутой стадии:
Мотоцикл уже существует? На бумаге — да. Но двигатель — больше, чем на бумаге… он уже в металле.
Однако, по соглашению между производителями, первый полноценный прототип выйдет на трассу только в начале 2026 года — сроки, которые могут дать некоторым соперникам небольшое преимущество.
Главная неизвестная: Pirelli
Наиболее непредсказуемым элементом 2027 года остаются покрышки. Де Лука признаёт:
Мы лишь предполагаем. Мы не знаем, как они будут себя вести, и у нас пока нет модели. Тест 16 сентября в Мизано — первый с официальными тест-пилотами — был ключевым. Ожидается, что покрышки будут вести себя схоже с «супербайковскими», но всё ещё предстоит проверить.
Менять поставщика одновременно с введением новых регламентов — смелый шаг.
С точки зрения промоутера — возможно, да, чтобы перетасовать колоду. Для инженера это более сложное упражнение. У кого больше «огневой мощи» в симуляциях и бюджета, тот получит преимущество.
Де Лука отмечает, что этот двойной вызов может отпугнуть потенциальных новичков.
Аэродинамика: эволюция, а не революция
Говоря о новых правилах по аэродинамике, Де Лука умеряет энтузиазм:
Это не революция, это эволюция.
Даже при ограничениях по высоте и ширине останутся аспекты, где найдётся место для инноваций. На вопрос о фактической прижимной силе инженер ответил уклончиво:
Не знаю и не сказал бы.
Прощай, устройства понижения высоты: больше безопасности и зрелищности
Отказ от устройств регулировки просвета (holeshot и ride-height) в Aprilia считают шагом вперёд.
Ожидаю более безопасные, менее дорогие и менее «ломающие голову» мотоциклы. Это была слишком сложная и опасная система.
Последствия проявятся на трассе: старты станут «более человеческими», разгон вернётся к прежнему уровню, а «вилли» будут сильнее зависеть от сцепления, которое даст новая резина. В сочетании с чуть более длинными торможениями это может сделать гонки плотнее и интереснее. Пилотам придётся адаптироваться, а сами мотоциклы — эволюционировать, чтобы компенсировать потери.
Ожидаю, что появится что-то ещё более развитое, чтобы это компенсировать.
Производительность и стоимость: экономический вызов
Будут ли 850-кубовые мотоциклы медленнее?
Да, но это зависит от прямых. В поворотах аэродинамика обеспечит схожую эффективность.
Однако настоящая проблема — стоимость. Де Лука резко высказывается:
С точки зрения затрат эксплуатация двигателя — самоубийство, по-моему. По личному мнению, того же результата можно было бы достичь чем-то куда проще этого.
В качестве примера инженер приводит смену поставщика покрышек — с Michelin на Pirelli — показывая, как иной шаг мог бы дать схожие цели с меньшей сложностью.
Есть несколько вещей. Если говорить только о времени круга, двигатель — крайне интересное упражнение. Но если спросите, станет ли дешевле — поначалу нет.
Объяснение — в масштабе изменений:
Мотоцикл будет полностью новым. Нужно пересмотреть всё, потому что в топовых соревнованиях двигатель меньше и легче, он будет расположен иначе. Иным будет выпуск. Система охлаждения — полностью иной. Воздухозабор, всё будет другим. Нельзя просто взять новый двигатель и поставить на этот (текущий) мотоцикл. Это была бы заведомо проигрышная игра. По моему опыту, когда вводите больше изменений, преимущество получает тот, у кого больше «огневой мощи» в моделях, симуляциях и бюджете. Так что это может быть непривлекательно для тех, кто хотел бы войти.
Итог — вызов тотальный:
Мы работаем с нуля, как, по всей видимости, и другие, но помимо некоторых вещей, которые можно переиспользовать, это полностью новый мотоцикл. В экономическом плане — большой вызов для нас.
Тем не менее вынужденная «развязка» стала возможностью для Aprilia переосмыслить архитектуру двигателя и улучшить аспекты конструкции. Огромный финансовый вызов, который потенциально может перетасовать нынешние силы на решётке. Но на это Де Лука ответил загадочно:
Если честно, не могу ответить.