Суппо: Маркес стал шоком для остальных; последние 4 года мыши играли, пока не было кота

Ливио Суппо

В воскресенье вполне реально, что Марк Маркес станет чемпионом мира в Мотеги в 9-й раз, в 7-й — в MotoGP. Его первый титул был в 2013-м, в дебютном сезоне в королевском классе, а во главе команды тогда стоял Ливио Суппо. Менеджер из Турина пережил успехи пилота из Серверы на первой линии, прежде чем их пути разошлись. Он отлично знает Марка, но испанец всё равно продолжает его удивлять.

Вы ожидали такого безоговорочного доминирования Марка в 2025-м?

В том, что он быстр — сомнений не было, а вот что он сможет доминировать настолько — даже близко нет. Он сделал это, потому что вошёл в то «состояние», когда чем больше пилот выигрывает, тем спокойнее он становится — и становится непобедимым. Он справился очень хорошо, несмотря на две ошибки в начале года — в Остине и Хересе — быстро вернуться на путь и больше не ошибаться, или почти. Я переживал это с Марком в 2014-м, когда он выиграл 10 гонок подряд и вошёл в «пузырь» положительных результатов. Помню эпизод, который это объясняет.

Какой?

В 2015-м он переживал, потому что в Муджелло Yamaha были лучше. Я сказал ему, что в прошлом году он, однако, выиграл на этой трассе, и он ответил, что это правда, но сделал он это потому, что приезжал туда после пяти побед подряд — это другое. В этом году он вошёл в этот «пузырь», который сильно помог, а затем было падение Баньяйи и травма Мартина. Беццекки, начни он сезон с нынешними результатами, возможно, сделал бы доминирование Марка менее очевидным.

Каков вывод?

У меня такое чувство, что за последние четыре года «кота» не было, и «мыши играли», при всём уважении к другим гонщикам. Возможно, для всех остальных было шоком увидеть, что Марк настолько сильный пилот. Это была серия факторов: ему было очень комфортно на мотоцикле, а чемпионат также был «аномальным» с точки зрения соперников. Ducati потеряла двух сильных гонщиков — Мартина и Бастианини, была серия изменений, из-за которых у этого чемпионата оказался один доминатор. При этом, если посчитать четыре года ада, через которые прошёл Марк, то то, что он делает, — невероятно.

Вы всегда верили, что он вернётся на свой уровень?

Первые сигналы были в прошлом году, но он выиграл всего 3 Гран-При. Такой большой скачок было непросто представить, видя всё со стороны и не зная различий между мотоциклами. Верно и то, что в 2024-м он набрал 392 очка, второй GP23 в чемпионате был у его брата — 173. Было очевидно, что Марк делал чудовищную разницу на том мотоцикле, и в Ducati поняли, что он силён, уже в прошлом году. И всё же, насколько бы ни был лучше новый мотоцикл, чтобы перейти с 3 побед к стольким, сколько он сделает, — значит, он был особенно хорош. По-моему, даже он сам удивлён этим доминированием.

Сравнивают этот сезон с его лучшими годами на Honda. Чем он отличается от тех лет, не считая возраста?

Он более зрелый, тогда он был сверхвзрывным и выбрасывал гонки и два титула — в 2015 и 2020 — потому что слишком рвался к победе. Сейчас он пилот, лучше осознающий свои сильные стороны, не забывая, что с 2016 года Марк выигрывал на мотоцикле, который не был лучшим из всех. Мы и так знали, что он один из величайших гонщиков в истории, а этот год по-настоящему его «канонизировал». Одна вещь, о которой мало говорят: в момент, когда он возьмёт этот титул, он станет самым молодым и самым возрастным пилотом, выигрывавшим титул в MotoGP. Можно только поздравить.

Кажется, Марк дестабилизировал своих «собратьев по бренду», кроме Алекса. Это обратная сторона наличия его в составе?

Сейчас говорят, что Ducati теряет конкурентоспособность, но никогда не бывает одной причины. Конечно, послабления полезны для других производителей, но если посмотреть на состав пилотов Ducati по сравнению с прошлым годом, убрав Марка, он ослаб. Пекко уже не тот пилот, что в прошлом сезоне, Мартина и Бастианини нет, Ди Джанантонио и Морбиделли были 10-м и 9-м в чемпионате год назад, затем есть новичок Алдегер. Как сказал Стоунер, каждый год начинаешь с нуля, и может случиться всё, что угодно.

Марку 32 года. Он захочет уйти победителем или пойдёт по пути Валентино и будет гоняться сколько сможет?

Когда он поймёт, что будет кто-то сильнее него, он остановится. Марк гоняется, потому что хочет побеждать; если он не выигрывает — ему не интересно. Валентино выступал так долго, потому что ему нравилась сама идея соревноваться, Марк другой: либо он выигрывает, либо ему скучно.

Уже идут разговоры о 2027-м: Алекс и Марк вместе в официальной команде Ducati. Это была бы хорошая команда?

На медийном уровне — безусловно, на спортивном — не знаю. Быть рядом с Марком никогда не просто, хотя Алекс, будучи его братом, лучше всех его знает и лучше всех понимает, что он своего рода «инопланетянин». Также верно, что ни один напарник ещё не побеждал его.

Должен ли Баньяйя пытаться сделать это на той же технике или уйти?

Давайте оставим Пекко в стороне: я считаю, что никто не побьёт такого пилота на той же технике — он это доказал. Ты бьёшь его тогда, когда есть производитель с очень сильным пилотом, который может сделать мотоцикл хотя бы чуть лучше Ducati. В этом смысле 2027 год — большой знак вопроса для всех — не столько из-за смены техрегламента, сколько из-за прихода Pirelli. Мы хорошо знаем, что иногда даже при одном и том же поставщике другая «каркасная» конструкция покрышки может поставить мотоцикл в кризис. Думать сейчас, на каком мотоцикле ехать в 2027-м, — это бросать кости. Не знаю, станет ли в следующем году понятнее, кто угадал с мотоциклом, если смотреть на тесты с тест-пилотами. Как болельщик, надеюсь на больший баланс. Ожидаю большой перетасовки пилотов.

К слову, есть ли шанс, что Марк решит завершить карьеру там, где начинал — в Honda?

Честно — не знаю. Это было бы очень романтично, но всё будет зависеть от того, поймёт ли Марк, что 850-кубовый прототип Honda получается хорошо — тогда он может об этом подумать. Он многим обязан Honda, но многим обязан и Ducati, так что выбор будет непростым. Honda позволила ему сделать то, что он сделал в первые 10 лет в MotoGP, а Ducati возродила карьеру, которая казалась законченной. Не хотел бы оказаться на его месте — решение всё равно сложное.