Маркес: Мне пришлось бороться с самим собой, теперь я в мире с собой
Броня сломалась под напором эмоций. Слишком много всего в один момент. Марк Маркес кричал, улыбался, даже плакал: «На последнем круге у меня потекли слёзы, я даже не видел точки торможения», — признался он. На его праздничной футболке написано «More than a number», ведь сегодня он завоевал не просто ещё один трофей. Это возвращение на вершину гонщика — и прежде всего человека, который казался сломленным не только физически. После 2184 дней он снова чемпион мира, снова лучший.
Не хочу думать о том, что со мной случилось в прошлом, иначе мне становится плохо внутри. Сейчас я в мире с собой — это первая мысль, что пришла мне в голову. Я получил травму, слишком рано вернулся по собственному выбору, и потом случилось то, что случилось. Я принимал трудные решения, но они были правильными, потому что привели меня к сегодняшнему дню. Круг замкнулся: в Японии, где я выиграл свой последний титул и где решил пойти другим путём, с нынешней командой на подиуме и с той командой, что была у меня в Honda — всё это мне очень понравилось. Судьба захотела, чтобы я праздновал именно так.
Что ты чувствуешь?
Не знаю, что происходит, чувствую себя разбитым. В последние годы я боролся со многими вещами, но самое трудное — бороться с самим собой. Один Марк говорил мне остановиться, другой — продолжать. Я старался следовать интуиции, попробовал — и получилось. Не хочу вспоминать, что пережил, хочу просто наслаждаться этим моментом.
Кто помог тебе слушать «правильного» Марка?
Это были мои друзья, семья. Больше всего помог момент, когда команда Honda сказала: делай, как считаешь нужным, мы всегда останемся друзьями. Кроме того, у меня очень стабильная личная жизнь, я влюблён, а это важно в спорте. Когда ты на земле, можешь подняться, но когда под землёй — нужен кто-то, кто поможет выбраться.
Этот титул — «больше, чем число»?
Это больше, чем титул. Впервые увидел эту фразу на экране, ничего не знал, как и вы. Для меня этот чемпионат — больше, чем чемпионат. Трудно понять, что я пережил, и я не буду это объяснять, но никому такого не пожелаю. Моя страсть дала мне возможность быть здесь, без неё это было бы невозможно.
Раньше Маркес казался «супергероем». Сейчас чувствуешь себя более человечным?
Шесть лет назад я не знал, что такое страдание, знал только вкус славы. Были травмы, но я пропускал всего несколько месяцев, потом возвращался и снова побеждал. После четырёх лет, четырёх операций, диплопии… это было очень тяжело. Сегодня не смог сдержать эмоции, в конце концов мы все люди, все равны, у каждого свой талант, и все стараемся делать лучшее.
Ожидал ли ты таких сильных эмоций?
Ожидал, потому что даже перед гонкой мне было трудно дышать нормально. Пытался держать себя в руках, но когда начал плакать, уже не остановился (смеётся).
«Когда ты на вершине, падение сильнее»
Когда ты на вершине, падение ещё больнее. Ты не просто падаешь, а оказываешься под землёй. Каждый год важен, но самая трудная задача — вернуться на вершину, даже если это значит перейти в сильнейшую команду и на лучшую мотоцикл, что мне помогло. Много людей мне помогли, если начну перечислять — не закончу. Они позволили мне следовать интуиции, дали свободу делать выбор, как бы ни сложилось, остались бы со мной, сняли груз с плеч. Странное ощущение внутри, со временем всё станет привычнее.
Тебя сравнивают с великими спортсменами, которые возвращались после падений: Надаль, Джордан, Вудс…
Я не тот, кто должен говорить о том, что сделал. Я знаю, что пережил, но судить вам. Я принял решение и работал ради своих целей. Главное было не стремиться к вершине, а следовать страсти и получать удовольствие. Многие ставят меня в один ряд с великими, это честь, но я просто Марк и буду идти своим путём.
Какой следующий этап твоей истории?
(Смеётся) Не знаю, нельзя предсказать будущее, нельзя знать, что будет завтра. Сейчас хочу просто наслаждаться моментом, но эта история продолжится и однажды закончится. Когда это случится, я буду в мире с собой. Но это не значит, что моя амбиция изменилась! (смеётся)
Как прошла эта гонка?
Когда ехал, был сосредоточен, но как только думал о том, чего могу достичь, волновался — это нормально. Сегодня было труднее контролировать эмоции, чем в 2014-м. В первой части был жёстче обычного, чтобы пройти Акосту, потом решил дождаться износа покрышек. Когда обогнал его, стал контролировать, но Мир поднажал, и я тоже, потому что хотел второе место. Немного испугался, когда увидел дым из мотоцикла Пекко, ведь я был за ним и мог первым упасть.
Какой была эта сезон?
Очень похож на 2019-й, начал хорошо. В этом году главным соперником был Алекс, но были и другие пилоты в отдельных гонках, главное — я всегда был там, на каждой трассе и в любых условиях. Это было решающим, ведь нельзя выиграть всё, но нужно всегда быть впереди.
Когда впервые попробовал Ducati Gresini, думал, что сможешь выиграть титул?
Я сказал себе, что сделал правильный выбор, чтобы снова бороться за лидирующие позиции, но не знал, смогу ли бороться за титул. Потом, в прошлом году, я снова нашёл себя, начал вторую жизнь. Сражаться с более молодыми пилотами — другой, но интересный опыт.
Когда перешёл в заводскую команду, впервые увидел вершину горы. Говорил зимой: я в лучшей команде, на лучшем мотоцикле, должен стать чемпионом. Это был первый раз.
Будет ли цель теперь всегда одной и той же?
В этом спорте всё меняется год от года. Мало кто верил, что Алекс сможет бороться за титул, и никто, кроме трёх ГП назад, не думал, что Пекко сможет победить здесь, но они это сделали. Поэтому хочу наслаждаться этим моментом и последними гонками сезона, сохраняя концентрацию и готовясь к 2026 году. Потом посмотрим, как пройдут зимние тесты и кто будет моим соперником.
Будешь использовать номер 1?
Нет, 93 — часть меня, не представляю мотоцикл без этого номера.
Ты сравнялся по титулами с Валентино, думал об этом?
Быть среди великих спорта — мечта. Сравняться по числу титулов с Агостини, Ньето и Валентино — особая честь и удовольствие.